Формирование проектов бюджетов трудно себе представить без наличия такого важного документа, как бюджетная классификация. Именно бюджетная классификация обеспечивает единство бюджетной системы в стране, сопоставимость показателей всех уровней бюджетной системы. Бюджетная классификация составляет также основу организации бюджетного учета.До 1996Pг. вPРоссии не существовало бюджетной классификации, поэтому и работа по составлению проектов бюджетов разных уровней носила не скоординированный характер. Вплоть до 1997Pг. не существовало и федерального бюджета в его современном представлении. И только после того, как 15 августа 1996Pг. был принят Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» ( P115-ФЗ), работа по составлению бюджетов принципиально изменилась.В соответствии со статьей 18 Бюджетного кодекса РФ, бюджетная классификация Российской Федерации представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы, видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов и используется для составления, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней, составления консолидированных бюджетов, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.Бюджетная классификация является единой для бюджетов всех уровней. После принятия Федерального закона «О бюджетной классификации Российской Федерации» в 1996Pг. вPнее постоянно вносились изменения. Такие изменения вносились одновременно с принятием законодательных актов о налогах и сборах и о федеральном бюджете. На протяжении длительного времени в бюджетной практике использовалась бюджетная классификация в редакции Федерального закона «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 5 августа 2000Pг. P115-ФЗ.В конце 2004Pг. был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации». На основании этого закона 10 декабря 2004Pг. Приказом Минфина России P114н были утверждены новые Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ. Федеральные бюджеты РФ на 2005 и 2006Pгг. разрабатывались уже в соответствии с новой бюджетной классификацией.Принятие новой бюджетной классификации было обусловлено необходимостью проведения реформы в бюджетной сфере. Эта реформа началась в России после принятия Правительством РФ «Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 2006 годах» (постановление Правительства РФ от 22 мая 2004Pг. P249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»).В соответствии с данной Концепцией реформа бюджетного учета и изменение бюджетной классификации в РФ были обусловлены несколькими причинами, в том числе: Pнеобходимостью приведения в соответствие и согласования бюджетной классификации РФ с международными стандартами финансовой отчетности; Pпереходом на Единый план счетов бюджетного учета, основанный на методе начислений; Pпереориентацией бюджетных средств на достижение конечных результатов путем повышения самостоятельности и ответственности участников бюджетного процесса; Pнеобходимостью приведения в соответствие структуры расходов с основными функциями, выполняемыми органами государственной власти и органами местного самоуправления; Pнеобходимостью согласования структуры бюджетной классификации и экономического содержания операций в секторе государственного управления; Pвведением признака администратора бюджетных средств ко всем операциям, проводимым в рамках исполнения бюджета (доходы, расходы, источники финансирования дефицита бюджетов). Переход на новую бюджетную классификацию РФ с 1 января 2005Pг. был обусловлен также реформой системы федеральных органов исполнительной власти, уточнением предметов ведения и полномочий федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, изменениями в налоговой сфере, реструктуризацией бюджетного сектора.В целом, осуществляемые сегодня изменения бюджетной классификации и бюджетного учета в России направлены на усиление прозрачности деятельности всех участников бюджетного процесса путем предоставления необходимого объема финансовой информации на всех стадиях бюджетного процесса.Сегодня в России все чаще звучат предложения отказаться от практики утверждения бюджетной классификации отдельным федеральным законом, поскольку такая практика не позволяет оперативно реагировать на текущие изменения в процессе исполнения бюджетов. Предлагается перейти на систему, которая используется в большинстве развитых стран, когда законом закрепляются лишь основные, обязательные для всех уровней бюджетной системы, позиции экономической и функциональной (раздел, подраздел) классификации расходов бюджетов, а также классификация доходов и источников финансирования дефицита бюджетов. При этом дальнейшая структура классификации должна определяться органами власти соответствующего уровня при принятии закона о бюджете. Представляется, что именно такой подход обеспечит органам исполнительной власти большую гибкость при составлении проекта бюджета в рамках законодательно установленных единых принципов бюджетной классификации.В настоящее время бюджетная классификация РФ включает: Pклассификацию доходов бюджетов Российской Федерации; Pфункциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации; Pэкономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации; Pклассификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации; Pклассификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации; Pклассификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга; Pклассификацию видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации; Pведомственную классификацию расходов федерального бюджета.Особо значимыми изменениями новой бюджетной классификации можно считать введение единого 20-значного кода для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации, а также понятие «администратор бюджетных средств».Основу первой части (с 1 го по 3-й разряды кода классификации доходов бюджетов РФ) 20-значного кода составляет кодификация администраторов бюджетных средств, соответствующая перечню главных распорядителей средств соответствующего бюджета. При этом обеспечивается идентичность указанного показателя по доходам бюджета, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета.Вторая часть представляет собой собственно функциональную структуру (разделы, подразделы, статьи, подстатьи, виды, группы, подгруппы, элементы, программы) соответствующей бюджетной классификации.Третьей составной частью 20-значного кода всех видов классификации является классификация операций сектора государственного управления, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004Pг. P249, и представляющая собой экономическую классификацию доходов, расходов и источников погашения дефицита бюджетов Российской Федерации. Классификация доходов бюджетов РФ представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы (включая государственные внебюджетные фонды) по источникам их формирования и способам получения.До 1 января 2005Pг. классификация доходов бюджетов включала группы, подгруппы, статьи и подстатьи. Основными группами доходов были: Pналоговые доходы; Pненалоговые доходы; Pбезвозмездные перечисления; Pдоходы целевых бюджетных фондов.С принятием новой бюджетной классификации с 1 января 2005Pг. структура классификации доходов бюджетов РФ представлена 20-значным кодом (табл. 1). Этот код включает четыре части:1.PАдминистратор.2.PВид дохода (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент).3.PПрограмма (подпрограмма).4.PЭкономическая классификация доходов.Таблица 1Классификация доходов бюджетов РФПервую часть (1 3-й разряды) составляет кодификация администраторов поступлений в бюджеты РФ. Она состоит из трех знаков и соответствует номеру, присвоенному администратору поступлений в бюджет в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и законодательством муниципальных образований. Например, для Федеральной налоговой службы это код 182; для Федеральной таможенной службы 153; для Федерального агентства по управлению федеральным имуществом 166.Администраторами поступлений в бюджет являются налоговые органы, иные органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления, юридические лица, уполномоченные указанными органами государственной власти, а также созданные этими органами государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.Закрепление доходов бюджетов РФ за администраторами поступлений в бюджет осуществляется в следующем порядке. Назначение органов государственной власти РФ администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Органы государственной власти субъектов РФ закрепляют источники доходов бюджета субъекта РФ за соответствующими администраторами, если администрирование данных источников не предусмотрено законодательством РФ. Соответственно, органы местного самоуправления закрепляют источники доходов бюджетов муниципальных образований за соответствующими администраторами, если администрирование данных источников доходов не предусмотрено законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. При распределении между бюджетами регулирующих доходов должна быть обязательно соблюдена преемственность кода администратора.Вторая часть в классификации доходов бюджетов РФ (4 13-й разряды) в соответствии с 20-значным кодом представляет собой вид дохода. Она состоит из 10 знаков и включает: группу (4-й разряд), подгруппу (5 6-й разряды), статью (7 8-й разряды), подстатью (9 11-й разряды) и элемент (12 13-й разряды).Код вида доходов предусматривает следующие группы:1 00 00000 00 доходы;2 00 00000 00 безвозмездные поступления;3 00 00000 00 доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.В группу «Доходы» включаются следующие 18 подгрупп:1 01 00000 00 налоги на прибыль и доходы;1 02 00000 00 налоги и взносы на социальные нужды;1 03 00000 00 налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;1 04 00000 00 налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;1 05 00000 00 налоги на совокупный доход;1 06 00000 00 налоги на имущество;1 07 00000 00 налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;1 08 00000 00 государственная пошлина;1 09 00000 00 задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;1 10 00000 00 доходы от внешнеэкономической деятельности;1 11 00000 00 доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;1 12 00000 00 платежи за пользование природными ресурсами;1 13 00000 00 доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;1 14 00000 00 доходы от продажи материальных и нематериальных активов;1 15 00000 00 административные платежи и сборы;1 16 00000 00 штрафы, санкции, возмещение ущерба;1 17 00000 00 прочие неналоговые доходы;1 18 00000 00 доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет.В группу «Безвозмездные поступления» включаются 6 подгрупп:2 01 00000 00 безвозмездные поступления от нерезидентов;2 02 00000 00 безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ, кроме бюджетов государственных внебюджетных фондов;2 03 00000 00 безвозмездные поступления от государственных организаций;2 04 00000 00 безвозмездные поступления от негосударственных организаций;2 05 00000 00 безвозмездные поступления от наднациональных организаций;2 07 00000 00 прочие безвозмездные поступления.В группу «Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности» включаются 4 подгруппы:3 01 00000 00 доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;3 02 00000 00 рыночные продажи товаров и услуг;3 03 00000 00 безвозмездные поступления от предпринимательской и ин
Глава IV Бюджетная классификация / Государственные и муниципальные финансы
Комментариев нет:
Отправить комментарий